Прана. Виды пран.
В индийских традициях термином «прана» в первую очередь обозначается любой динамический процесс, любое изменение, движение или феноменальное проявление.
В текстах говорится о существовании огромного количества разновидностей пран (динамических процессов), соответственно и точек, имеющих различные качественные потенциалы, поскольку движение праны происходит лишь при наличии начальной и конечной точки.
Прана – «дыхание», «постоянное движение» (санскр.). Также термином «прана» в более частном применении обозначают следующее:
Любую жизненную силу, поддерживающую существование.
Одно из имен брахмана, индивидуально в телах проявляющегося как Кундалини – Прана Дэвата (Повелевающая Пранами).
Общие функции ума и органов чувств.
Хам-Са (Ham-Sauh) – Шива-Шакти мантра - движение, проявляющееся на всех уровнях жизни. Прана - процесс совокупления Шивы и Шакти.
Разновидность Антахкарана (внутреннего инструмента).
Ветры (вайю) составляющие Пранамайякоша – эфирное тело.
Основными прана-вайю, двигающимися по Нади (каналам, трубкам) составляющим Пранамайякоша, называют:
Прана. Отвечает за функции вбирания (вдох). В теле располагается в области от верха солнечного сплетения до верхнего края грудной кости. Центр концентрации данного вида прана-вайю – сердце.
Апана. Отвечает за процессы выделения (выдох, мочеиспускание, семяизвержение и т.д.). В теле располагается в области от копчика до области, находящейся на четыре пальца ниже пупка. Центр концентрации – промежность.
Самана. Отвечает за процессы пищеварения и ассимиляции (адаптации). В теле располагается в области от области, находящейся на четыре пальца ниже пупка до верха солнечного сплетения. Центр концентрации – пупок (набхи).
Удана. Отвечает за функции речевого аппарата. В теле располагается в области горла.
Вьяна. Отвечает за обменные процессы, связывающие между собой внутренние органы и различные системы тела. Наполняет все тело.
Второстепенные Вайю – это Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта и Джнянанджайя Вайю, которые проявляются в икоте, закрывании и открывании глаз, пищеварении, зевоте и в той Вайю, которая не покидает даже труп.
При смерти Прана покидает тело через область, называемую Брахмарандхра, что располагается на 2 пальца ниже родничка.
Информация взята из сети.